Известно, что римские мастера (эпохи империи) делали много копий с греческих оригиналов, а греческие в это же время нередко работали как в самом Риме, так и в его провинциях. Общепринято и мнение о том, что искусство Древнего Рима во многом сохраняло и развивало традиции Древней Греции. Не исключено, что это касается и техник росписи стен, ее материалов и грунтов.
Бесспорно, однако, и влияние со стороны этрусков на стенопись Древнего Рима, особенно в ранний период. Росписи в могилах этрусков (VIII— IV вв. до н. э.) говорят о высоком развитии у них этого искусства и о том, что они выполняли эти росписи по известковым основаниям (грунтам).
Самым ранним письменным свидетельством того, что росписи стен делались по сырой штукатурке, является упоминание Витрувия в трактате «Десять книг об архитектуре». Он пишет, что в Помпее и Геркулануме (которые погибли при извержении Везувия в 79 г.) нашли широкое применение росписи, носившие название «in udo» — по-сырому и «in arido» — по-сухому. Однако у специалистов (искусствоведов и технологов) до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, какими материалами, в какой технике работали древнеримские мастера, так как характер поверхности красочного слоя их росписей, его структура весьма существенно отличаются от этих же показателей во фресках эпохи Возрождения. Так Э. Бергер считает, что античные мастера не знали такой техники, которой пользовались итальянцы эпохи Возрождения. И роспись стен выполняли, скорее всего, яичной темперой и клеевыми красками по цветным и заглаженным до легкого блеска поверхностям известковых оснований (грунтов). Примерно этой же точки зрения держится и известный советский технолог Д. И. Киплик.
Во всяком случае, он считает, что античные росписи выполнялись в техниках, отличающихся от фресок Возрождения, хотя и имеющих много общего в своей основе.
Грунты античности. Негашеную (горькую, едкую, комковую) известь хорошего качества, полученную при обжиге плотных известняков, не имеющих глинистых включений, толкли и гасили с избытком воды в творилах, получая жирное известковое тесто.
Витрувий пишет о двух способах гашения — римском и греческом.
Первый (римский): известковое тесто следует долго (до 3 лет) вымачивать в творилах и периодически тщательно его перелопачивать, то есть перемешивать с тем, чтобы дать возможность погаситься всем частицам извести.
...
Наполнители: в нижние слои — вводили (вмешивали) гальку, крупный кварцевый песок, крупнодробленый известняк — ракушечник или мрамор; в верхние — тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник.
Для придания грунтам прочности, пористости (воздухопроницаемости) и влагостойкости в них следует ввести тот или иной наполнитель или их смесь. Так, грунты с введением в них дробленого кирпича или черепицы (цемяночные наполнители) отличаются высокой прочностью, атмосферо- и гидростойкостью. Они имели очень широкое применение в античных постройках.
...
По свидетельству Витрувия, куски античной штукатурки можно было использовать как столешницы — столь велика была их прочность.